Борис Штерн: наука и фантастика
Описание
20 мая 2021 года в Федоровской библиотеке состоялась встреча-беседа с Борисом Штерном, доктором физико-математических наук, ведущим научным сотрудником Института ядерных исследований РАН, главным редактором газеты «Троицкий вариант – Наука» и писателем-фантастом.
Штерн известен среди прочего тем, что зачастую пишет на грани научного, строгого высказывания и фантастического, запредельного воображения. Так, в его книге "Прорыв за край мира" (2014) наряду с популярным изложением главных идей космологии на протяжении последних ста лет, есть дополнительная научно-фантастическая сюжетная линия: развитие космологии разумных существ подледного океана спутника Юпитера Европы. Главная идея sci fi книги Штерна "Ковчег 47 Либра" (2016): описать более-менее реалистичный и отвечающий условиям научно-технологического правдоподобия способ колонизации подходящей экзопланеты. А его самый новый роман "Феникс сапиенс" (2020) и вовсе рассказывает историю о том, как три схожих духом горстки деятельных людей в разные эпохи спасают себя и мир после апокалипсиса и расследуют произошедшее.
Борис Евгеньевич рассуждает на встрече о взаимоотношениях науки и научной фантастики. В какой мере одна схожа с другой? Есть ли у той и у другой обоюдная заинтересованность? Насколько, в принципе, "научен" и познаваем наш мир?
По мнению нашего гостя наука гораздо больше нужна фантастике, чем наоборот, а мир абсолютно научен и познаваем вплоть до очень далеких пределов. При этом Штерн убежден, что "мы (человечество) должны выложиться полностью и попытаться распространить жизнь во Вселенной". И этому не помеха даже тот расклад, что, объясняя на пальцах, Земля - песчинка, Солнце - апельсин в 15 метрах от Земли, а Альфа Центавра - в Иркутске. Что может быть фантастичнее и невозможнее этой встречи, этих взаимоотношений труда, производства, понятого как последняя цель и истина, и всевозможного, необъятного, лишенного всяких привычных, "человекоразмерных" оснований мира?
Автор заглавного фото - Вячеслав Радченко